Пенцице

          Первый день восстания в IV Округа Охота «АК» [Отечественная Армия – М.Л.] не принёс ожиданных результатов. Несмотря на героические усилия солдатов, резкая диспропорция сил между повстанческими отрядами и воинскими, а также полицйскими частями окупанта, не удалось занять стратегических позиций. Пала, при большом ущербе, атака на Студенческое Общежитие на площади Нарутовича. Единственным повстанческим успехом стало завоевание дома Князей Орионистов на улице Барской 4, занятого временно отрядом квартирмейстера немецкого танкового дивизиона «Hermann Goering». Во всех остальных местах бедные оружием повстанцы, невзирая на мужество, были вынуждены уступить, потерпевши кровавый ущерб.
          В такой обстановке, после ночного совещания с 1 на 2 августа 1944 года, командир IV Округа «АК» Охота подполковник Мечислав Соколовски «Гжымала» принял драматичное решение выезда солдатов из города в подваршавские леса, откуда после ожиданного довооружения посредством авиационных сбрасываний, были должны возвратиться в сражающуюся столицу. Уступающие отряды были обязаны направиться в Сенкоцинские Леса и затем в Хойновские.
          Смыслом этого решения, принятого в необыкновенно тяжёлых условиях, которое взял на свои плечи подполковник Мечислав Соколовски, псевдоним «Гжымала», был выход из города солдатов, остававших здесь безпроизводительно, без оружия и боеприпасов, в подваршавские леса. Откуда после ожиданного дооворужения посредством авиационных сбрасываний, солдаты должни были возвратиться в оптимальном, с операционной и тактической точки зрения, для сражающейся Варшавы.
          Решение принял «Гжымала» 2 августа в 1:00 ч. Около 2:00 ч. в пасмурную дождевую ночь из за ворот корпусов «ZUS» на улице Немцевича 7/9 отправились повстанческие отряды. Группа состояла из 700 человек - в большом числе плохо вооруженных повстанцев и штатских. Она перемещалась улицами Нарутовича и Шченсливитской в сторону Регул.
          Передняя часть колонны, «шпица», которя насчитывала около пятидесяти солдатов и складывалась из солдатов 404 и 406 взводов сосредоточения подпоручика Тадеуша Котецкого, псевдоним «Калина», под командованием подпоручика Казимира Ячевского, псевдоним «Бжаска», завоевавших 1 августа постройки воспитаельного заведения на улице Барской 4, где квартировало около пятидесяти немецких солдатов. За солдатами «шпики» перемещался авангард, состоящий из 100 человек под командованием заместителя коменданта 1 Округа, капитана Люцана Дыбаческого, псевдоним «Корвин».
          За авангардом перемещалась главная колонна с подполковником Соколовским, которя насчитывала около 500 практически безоружных повстанцев и штатских. В маршевой колонне шло несколько десятков женщин из санитарной службы. Повстанческая колонна практически без препятствийвытащилась из города, направляясь через Шченсливице (здесь в стычке с постом немецкой полиции завевали rkm [rkm = ручной пулемёт - М.Л.]) к Саломеи, где присоединились солдаты батальона«Odwet » под командованием поручика Витольда Дааба, псевдоним «Стефан», который слишком поздно получил информацию о мобилизации и выступления в поход отрядов округа.
          С Саломеи, пользуя транспортом Электрической Подъездной Узкоколейной Железной Дороги (польское WKD – М.Л.), которая ходила три раза в сутки, перевезли всю колонну в удалённые 5 километорв Регулы. В Регулах пройзошло новое выстраивание колонн. Приказом подполковника Соколовского освободили штатских, которым поручили рассредоточиться, тяжело раненых же оставили под опекой Георгия Запасевича «Учёны» офицера Бюро Информации и Пронаганды IV Округа. И вот колонна уменьшилась о около 100 людей.
          Таким образом выстроена колонна направилась к Пенцицам, достигая разветвления дорог; одна из них вела к Прушкову, второая к деревне Пенцице. Напротив разветвления дорог находилась усадьба в Пенцинах, окружена парком, с правой стороны был фольварк, с левой – деревенские постройки. В усадьбе квартировал отряд 19 Танковой Дивизии с радиостанцией, насчитывавший несколько десятков челвек; часть солдатов Вермахта квартировало также в деревне.
          Расстояние между Регулами и Пенцицами составляло около 2 километров. Территориальные условия похода повстанческих отрядов, с операционной точки зрения, были трудные. Надо было перейти около 1 километра полевой дороги, ведущей откосом к Пенцицам, а затем следующий километр, ведущий плотиной вдоль широкого, частично подмокнутого луга. У врага были удобные условия для наблюдения и проведения выстрела в приближавшиеся повстанчесчкие отряды.



Ход стычки под Пенцицами

          В данный момент, когда отряды находились на плотине, в расстоянии 200 метров от парка, со стороны Пенциц, с ведущей на берегу парка, обсаженного деревьями дороги, появились три немецкие машины (один вездеход и два грузовики). Нападеных внезапно немцов удалось разгромить. Несколько немецких солдатов убито, остальные вместе с офицером избежали. Кроме машин, повстанческие отряды завоевали также оружие.
          Отзвуки борьбы поставили на ноги квартирующих в деревне солдатов, также в пенцицкой усадьбе. Предже чем повстанческая «шпица», поглощена поиском оружия, отошла от завоеванных машин, немцы успели уже занять позиции на краю парка с двумья, по крайней мере, пулемётами. Солдаты Вермахта с деревни Пенцице успели в это время организоать стрелковую «тыралеру» и послать машины из «ckm» [пол. ciężki karabin maszynowy - тяжёлый пулемёт – М.Л.] на близлежайший холмик, где находилось старое военное кладбище со времён I мировой войны. Это дало возможность атаки повстанцев фланговым огнём.
          Огень пулемётов с парка сразу бросил на землю повстанческую «шпицу», руководимую подпоручиком Казимежом Ячевским пс. «Бжаска». Но через минуту командир авангарда капитан Луцян Добачеавски, псевдоним «Корвин», вышёл вперёд как обычный солдат с винтовкой в руке, таким образом поднимая и первую повстанческую линию. Началась регулярная атака, в которой, в первой очереди, приняла участие состоящая из 50 человек «шпица», затем состоящий из 100 человек авангард. Это были мужественнейшие и лучше всего вооруженные солдаты Охоты, среди них три харцерские взвода охотского округа: присоединён недавно харцерский батальон GS «Зоська» взвод курсанта Ивона Рыгла, псевдоним «Богуслав», загщитный взвод командира округа «АК», а также взвод связи. Солдаты левого фланга успешно разрушили позицию немецкого пулемёта.
          Между передними повстанческими группами немескими отрядами, на дороге входа в парк, а также и в ним самом, разыгралась короткая, но кровавая борьба, в которой вновь – как и в предыдущий день на улицах Охоты - большое техническое и позиционное преимущество получили немцы. Со стороны деревни, несколько минут после приезда машин, в борьбу включилась пехота. Пала атака повстанцев на усадьбу. Немецкая «тыралера» на минуту застыла, обложена гранатами командой курсанта Бохдан Шермера, псевдоним «Лвович», но много харцеров погибло под острелом. Дорогу наступления послало 31 павших повстанцев, в большинстве подростков, а также 30 раненых. Немецкие потери закличились в числе 20 убитых (добавляя убитых из нападеных машин) и некоторое количество раненых.
          После падения атаки на усадьбу, авангард начал брать обратно в сторону севера, чтобы получить возможность перехода мостика между озёром и рыбным прудом, и затем повернуть назад в Сенкоцинские леса.
          Маршируя около шестьсот метров за авангардом, главная колонна повстанцев, услышав выстрели, направилась в северную сторону через луг, речку и перешеек, обходя немецкие позициию. Эта группа, ведена в двух подотделах капитаном Тадеушем Ясинским, псевдоним «Зых», а также поручиком Витольдом Даабом, псевдоним «Стефан», во время борьбы передних групп начала манёвр обхода позиций врага северной дорогой от усадьбы и фольварка, через мостик на Утрате и плотину между пенцицкими прудами. Манёвр больше всего был целенаправлен, однако заставлял совсем безащитную группу продираться через полосу отхода длиной в около 200 метров, под острелом немецких пулемётов.
          Большаю часть главной группы была проведена огневым лугом решительным порывом поручика, псевдоним «Стефан», вторую взял обратно в сторону на Малихы [настоящая область города Прушкув – М.Л.], капитан, псевдоним «Зых». Однако в шеренги повстанцев, разложеных отсутствием оружия и предыдущим поражением на улицах Охоты, вкралась паника. Хотя боевая стрельба неприятеля из нескольких сотен расстояния оказывался безуспешным, многим повстанцом не хватило сил, чтобы пробиться и вырваться с поля опасности. На поле боя они прижали к земле, желая найти убежище в копнах ячменя, в бороздах картофельного поля и зарослях парка. Одлнако в большинстве это убежище оказалость трагически иллюзорным.
          Отряды, которые пробились на север, в общем количестве около 300 содатов (в том числе часть легко раненых), интенсивным маршом были прведены подполковником Соколовским в Хлебовские леса. В них он сформировал две роты: «Корвин» - командир капитан Добачевски и «Стефан» - командир поручик Дааб. Под утро 3 августа повстанцы, через Сенкоцинские леса, добрались до Хойновских лесов.
          В течение двух недель после реорганизации и довооружения повстанческий полк отправился ночью с 18 на 19 августа на помощь ведущей борьбу Варшаве. Во время попытки переламания немецкого круга, пройзошли с врагом кровавые стычки в Волицы и Вилянуве, где одним из погибших стал также командир полка подполковник Мечислав Соколовски, псевдоним «Гжымала», раньше командир IV Округа Охота АК. Заметная часть полка, преодолев круг неприятеля, попала однако на Мокотув и приняла участие в последующих повстанческих боях.



Маршрут сосредоточения подполковника, псевдоним «Гжымала»

          Судьба тех, которые остались на поле боя, оказалась трагической. На место событий съехали поспешно, предупреждены об опасности телефонно или при помощи радио, немецкое подкрепление с ближайших округов, среди них отряд «SS» [нем.«Die Schutzstaffel der Nationalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei», защитная эскадрилья NSDAP - Национално-Социалистической Рабочей Партии – М.Л.] из Прушкова, нашлись два танки и разведывательный самолёт из аэродрома Окенце. Крепкая и густая немецкая облава принесла смерть свыше 80 повстанческим солдатом. Целый день длилось следствие провождено солдатами «SS», назначено битьём и болезненным издеваниемся над пленными, также ранеными. 2 августа 1944 года около 18 часов гитлеровские преступники расстреляли в парке 60 плененных, в том числе также раненых и 5 женщин. 7 плененных сберегли благодаря заступничеству у немецких офицеров. Спаслось также около 20 человек, главным образом женщин, освобожденых, правдоподобно на свою ответственность и без ведома солдатов «SS», подофицером Слёнзаком Вермахта. Несколько повстанцев успешно попыталось выбраться из рук палачев. Мрак и дождь поспособствовало бегству какому-то количеству повстанцев из пенцицкого поля смерти. Таким образом завершился второй этап пенцицкой трагедии.
          Жителей округа немцы заставили выкопать яму о размерах 3 на 4 метра и глубине около 2 метров. Они приказали собрать останки погибших и расстрелянных, и бросить их вниз. Затем братскую могилу засыпали. Под Пенцицами пало или было убитых 91 человек. Свыше всего жертв оказалось в харцерском взводе «Зоська» и во взводе IV Округа. 40 жертв было в возрасте ниже 20 лет, самый младший – 14.
          В апреле 1946 года совершили эксгумацию павших и убитых в Пенцицах повстанцев. Выняли останки 89 человек. Труп остальных двух повстанцев были найидены на бывшем поле боя жителями деревни и похоронены на местном кладбище. Во время эксгумации распознали 51 человек. Позднее обнаружили тождественность 21. 19 солдатов осталось анонимными.

    

          Эксгумация постанцев в 1946 г.


          СПИСОК ПАВШИХ В БОЕ ПОД ПЕНЦИЦАМИ:

1. Збигнев Хжановски, псевдоним «Вилк», 14 лет
2. Михал Александер Довбор , псевдоним «Збышек», 15 лет
3. Збигнев Матецки, 15 лет
4. Войцех Вайщук,15 лет
5. Вацлав Януш Завадзки, 15 лет
6. Тадеуш Дудек «Грыф», 16 лет
7. Иренеуш Колодзейчак, псевдоним «Ирена», 16 лет
8. Казимеж Граба-Ленцки, псевдоним «Казик», 16 лет
9. Иренеуш Мей, 16 лет
10. Тадеуш Петразшкевич, псевдоним «Соплица», 16 лет
11. Веслав Анджей Радтке, псевдоним «Весек», 16 лет
12. Войцех Рещыцки, псевдоним "Ежи", 16 лет
13. Веслав Заремба – Рыхвальски, псевдоним «Орел», 16 лет
14. Збигнев Урбанек, псевдоним «Тадек», 16 лет,
15. Богдан Антони Беднарчык, псевдоним «Богданец», 17 лет
16. Зыгмунт Дворак «Марыся», 17 лет
17. Францишек Напецек «Франек», 17 лет
18. Ежи Островский, 17 лет
19. Казимеж Домбровски, псевдоним «Витолд», 18 лет
20. Юзеф Ёдловски, псевдоним «Лехита», 18 лет
21. Пиотр Карчевски, псевдоним «Томек», 18 лет
22. Януш Антони Кубиш, псевдоним «Антони», 18 лет
23. Валдемар Лукас, псевдоним « Лукаш», 18 лет
24. Веслав Олшевски, псевдоним «Весек», 18 лет
25. Тадеуш Осински, псевдоним «Варшавяк», 18 лет
26. Хенрык Толак, псевдоним «Качан», 18 лет
27. Антони Важынски, псевдоним «Стефан», 18 лет
28. Збигнев Рышард Арендарчык, псевдоним «Заёнчек», 19 лет
29. Ян Беднарек, псевдоним «Киселеска», 19 лет
30. Мариан Чуйковски, 19 лет
31. Рышард Дудек, псевдоним «Иовиш», 19 лет
32. Рышард Гжегожевски, 19 лет
33. Рышард Янишевски , псевдоним «Малы», 19 лет
34. Владыслав Кокот, 19 лет
35. Зенон Антони Котынски, 19 лет
36. Мариан Невенгловски, 19 лет
37. Тадеуш Владыслав Подолски, псевдоним «Росомак», 19 лет
38. Богуслав Полковск , псевдоним «Козак», 19 лет
39. ЕжиРовински, псевдоним «Рыбович», 19 лет
40. Станислав Конрад Рещык , псевдоним «Баська», 19 лет
41. Веслав Скудларски, псевдоним «Бенито», 19 лет
42. Януш Эдвард Воевудзки, псевдоним «Мручек», 19 лет
43. Януш Эузебиюш Зволински, псевдоним «Карп», 19 лет
44. Хенрык Козубек, псевдоним «Гром», 20 лет
45. Януш Рудницки – Болещыц, псевдоним «Орел», 20 лет
46. Пётр Замбровски, 20 лет
47. Тадеуш Борковски, псевдоним «Винкел», 21 лет
48. Станислав Мозер, псевдоним «Вихровски», 21 лет
49. Януш Падеревски, псевдоним «Борута», 21 год
50. Казимеж Попек, 21 год
51. Владыслав Сковрон, 21 год 52. Войцех Хаас, псевдоним «Боцян», 22 лет
53. Мария Пиотровичувна, псевдоним «Зоня», 22 года
54. Александер Корнатовски, псевдоним «Александер», 23 года
55. Казимеж Маевски, 23 года
56. Стефан Мариан Островски, псевдоним «Цюпага», 23 года
57. Иво Рыгел, псевдоним «Богуслав», 23 года
58. Рышард Сикорски, 23 года
59. Лех Войцех Полаховски, псевдоним «Ромуалд Блащак, 24 года
60. Ян Коновроцки, 25 лет
61. Хенрык Тадеуш Миколайски, псевдоним «Тадеуш», 25 лет
62. Чеслав Власински, псевдоним «Чермак», 25 лет
63. Зенон Кжемински, 27 лет
64. Юзеф Квятек, псевдоним «Робак», 32 года
65. Мариан Наперай, 32 года
66. Анна Крыстына Мужецка, псевдоним «Ханка», «Валка», 35 лет
67. Казимеж Кубасевич, псевдоним «Яскулка», 36 лет
68. Юзеф Базылевич, псевдоним «Каменны», 38 лет
69. Леон Росэ, 52 года
70. Эугениюш Мушынски, псевдоним «Михал»
71. Тадеуш Студзински, псевдоним «Быстры»
72. Санитарка Ванда
73-91. Девятнадцати анонимных солдатов

          Над братской могилой в пенцицком парке поставили памятник-мавзолей. Его создали благодаря взносом родственников, общества и специальной дотации председательствующего Ликвидационной Комиссии «AK» полковника Яна Мазуркевича , псевдоним«Радослав». Постройку памятника, спланированного инженером архитектором Пясецким, закончили в августе 1946 года.

          Исполнителями были:
Инженер Юзеф Соммер - строитель
Цыховски – артист-скульптор
Братья Лопенские – отливка орла из бронза
Мастер Ягодзински
Вацлав Садовски
Хенрык Поплавски - каменотёсы

Комитет постройки составляли родители погибших:

Вацлав Корнатовски – из Варшавы
Эугениюш Арендарчик
Эугениюш Арендарчык - из Варшавы
Бронислав Беднарек
Казимеж Хжановски - из Варшавы
Ванда Рыглова
Зофия Квиатковска - из Варшавы
Ян Садовски – из Пястова
делегат Ликвидационной Комиссии «AK» капитан, псевдоним «Сузин»

          Могила в Пенцицах – это редкое место среди польских некрополей, потому что погибшие покоятся в том же месте, в котором погибли. Фамилии 67 распознаных видны на надгробной доске. Склеп увенчивает орел с разложенными крылями, который присматривает за сном погибших. Даже в самые тёмные годы сталинизма орел не потерял ягеллонского венца.
          В учредительном акте памятника включили слова: «Для вечной хвалы погибших Варшавских Повстанцев Отечественной Армии, харцеров «Серых Шеренгов» из Варшавы и окрестностей, для вечной памяти будущих поколений польской нации, в месте которое является могилой и одновременно одним из многих мест мучения, был воздвигнут из взносов родителей и общества».
          Много уже лет памятник-мавзолей в Пенцицах своё достойное положение, из которого он известен в окрестностях Варшавы, сохраняет благодаря усилиям гмины Михаловице, в бюджете которой зарезервированы средства для ревстарации памятника, а также зелении и цветов.



Настоящая ситуационная картишка

          Традицией уже стало ежегодное чевствование боя под Пенцицами и пробег «Каменистой дорогой». С 1967 года непрерывно в воскресенье предшествующее годовщине вспыха Варшавского Восстания у памятника-мавзолея в Пенцицах происходит торжественная перекличка павших и закончение пробега «Каменистой дорогой». Пробег имеет целью торжественное почтение памяти павших и убитых солдатов «АК» в Пенцицах и напоминание идеалов, для которых они пожертвовали свою жизнь.
          Концепция пробега возникла вследствие столкновенияся родителей погибших и убитых в Пенцицах солдатов с группой клуба «PTTK VARSOVIA», который образовался в 1966 г. Господин Эугениюш Арендарчик, отец павшего под Пенцицами солдата, «Заёнчек» и господина Крыстына Сервачак, в то время вице-председатель клуба считали правильным и убедили зантересованных в том , что ежегодное торжество накапливающая у памятника родствеников и товарищей оружия должна получить более широкий отзвук в обществе, соединяя туристическое мероприятие под покровительством «PTTK». Именно така фомула не вызывала возражений тогдашнего правительства, которые не очень доброжелательно относились к патриотическим мероприятиям без официального штампа.
          Название пробега «Каменистой дорогой» возобновляло к действительно каменистой тогда дороге Регулы – Пенцице и одновременно как-то символически обращалась к судьбе бывших повстанцев.
          Уже первый пробег в 1967 оказался успешным. На пеших и моторных трассах появилось сыше 400 туристов. В мероприятии у памятника приняло участие около 1500 людей.
          В следующие годы посещаемость увеличилась и, что важное, мероприятие привекло довольно много молодёжию.



Информационный плакат XLI пробега

          В 2007 году, в шестьдесят третью годовщину битвы под Пенцицами, имел место XLI пробег организован Польским Обществом Туристически – Краеведческим, клуб «Varsovia».

          Осуществлению пробега посодействовали:

Ян Глура – презес Гминного Союза Ветеранов Войны Республики Польши,
Роман Лавранце – войт гмины Михайловице,
Влодимеж Майдевич – проектант большинства памятных марок пробега, один из организаторов и многолетний командор пробега,
Войцех Марцинкевич – председатель Общества Солдатов «АК» IV Округ Охота,
Тадеуш Мартусевич – презес столичного отделения «PTTK» им. Александра Яновского в Варшаве,
Ежи Памрув – презес клуба «Varsovia», один из организаторов пробега и мероприятия,
Крыстына Сервачак – многолетняя презес клуба «Varsovia», автор пробега, одна из организаторов праздничных и туристических мероприятий. Женщина – институт, фамиля которой ассоцируется с Пенцицами,
Казимеж Вронишевски – историк, автор книги IV Округа «АК» Охота – Округ Варшава,
Тадеуш Зелински – солдат «АК» харцерского батальона «Зоська», участник битвы под Пенцицами.

          Ниже представляем фоторепортаж из чествования 63 годовщины событий в Пенцицах.





     

     

         

         



oбработал: Мацей Ианашек-Сейдлиц

перевод с польского языка на русский : Малвина Липска



Copyright © 2010 Maciej Janaszek-Seydlitz. All rights reserved.