Санитарная Служба в Варшавском Восстании

Введение

          Организационная структура санитарной службы Армии Крайовой была согласована с общей организацией конспиративной сети и соответствовала территориальному делению и местным отрядам.
          Начальником Санитарной Службы Главного командования АК был полковник доктор Леон Штрель псевдоним «Феликс».



полковник доктор Леон Штрель псевдоним «Феликс»


          Санитарным начальником Командования Варшавского Округа был назначен полковник доктор медицины Хенрик Ленк псевдоним «Бацилла».
          Округа и районы имели собственное санитарное руководство. В полевых отрядах врачи были в батальонах, а в некоторых отрядах также в компаниях.
          Варшавский округ АК был разделен на 8 округов:
          - Округ I Средместье, в состав которого входили:
             -- Подокруг Средместье Север,
             -- Подокруг Средместье Юг,
             -- Группа "Север" – Старе Място (Старый Город),
          - Округ II Жолибож,
          - Округ III Воля,
          - Округ IV Охота,
          - Округ V Мокотов,
          - Округ VI Прага,
          - Округ VII Варшава Повят (Уезд),
          - Округ VIII Окенче
          При руководстве I Округа была организована санитарная компания, а также центральная аптека – Склад Санитарных Материалов, где среди прочего изготавливались индивидуальные перевязочные пакеты и бинты.
          К моменту начала Восстания, кроме военных структур, было также предусмотрено использование гражданской сети здравоохранения, городских больниц, а также существующих в Варшаве немецких военных госпиталей.
          С этой целью городские больницы подпольно оснащались оборудованием и инструментами, необходимыми для проведения процедур и хирургических операций, соответствующим запасом лекарств, рентгеновским оборудованием и т.п.
          В распоряжении руководства санитарной службы округа на складах хранилось:
          - 14 наборов хирургических инструментов для полевых госпиталей;
          - несколько полевых аптек (аптечек) ;
          - 6-7 больших хирургических наборов;
          - около 60 600 индивидуальных перевязочных пакетов.
          Уже в конце 1939 года начали создаваться подпольные санитарные дружины. В их состав входили опытные медсестры из варшавских больниц, врачи и студенты медицины, а также девушки из Варшавской Спасательной Хоронгви Харцерок.
          Во время оккупации девушки и женщины проходили обучение на разнообразных санитарных курсах, как для медсестер компаний и батальонов, так и для квалифицированных медсестер ПКК (Польского Красного Креста). Обучение проводилось на базе легально действующих больниц, а также в так называемой школе доктора Яна Заорского – Частной Профессиональной Школе для Вспомагательного Медицинского Персонала, тайной клинике для будущих медиков. В подпольном обучении приняли участие около 300 профессоров и ассистенов и более 2000 студентов.
          Санитарное обучение, как правило, проводилось в группах по 5 человек в частных домах, в течение 1-2 часов один раз в неделю. Кроме санитарной подготовки в течение дополнительных 10 часов девушки получали базовые военные знания, в том числе учились пользоваться оружием. В программу курсов входила также полевые учения.
          Каждая санитарка, входившая в состав санитарного патруля, имела при себе сумку с бинтами, марлей и ватой. Кроме того, в подручной аптечке были: йод, спирт, перекись водорода, шприц, иглы, камфора, танальбин, аспирин и веганин.
          При подготовке снаряжения санитарных патрулей использовались ресурсы больниц и объектов гражданского здравоохранения, а также действующих на основе распоряжений немецких властей дружин противовоздушной обороны. Например, носилки и санитарные сумки идеально соответствовали снаряжению фабричных бригад ПВО или добровольных команд пожарной охраны.
          Санитарный патруль был приписан к каждому взводу АК. Он должен был двигаться на расстоянии нескольких десятков шагов за взводом во время боевых действий, оказывая первую помощь, а затем доставлять раненых на ближайший медико-спасательный пункт. Обязанности патрульных выполняли дипломированные медсестры или специально обученные санитарки.
          К моменту начала Варшавского Восстания в 36 варшавских больницах было более 12 тысяч кроватей. Также было предусмотрено использование 4 немецких военных госпиталей. В распоряжении врачей было около двадцати санитарных автомобилей, от 1 до 3 на Округ. Одна санитарная колонна находилась в распоряжении санитарного начальника Округа. Машины скорой помощи, оснащенные носилками, лекарствами, санитарными сумками и горючим, вместе с водителем к моменту начала Восстания (час «В») были подготовлены для передачи уполномоченным лицам.
          В оперативном приказе о начале битвы за Варшаву для отдельных округов был составлен список больниц, куда можно было эвакуировать раненых. В ходе боев было организовано дополнительное количество импровизированных полевых госпиталей и несколько десятков перевязочных пунктов.
          Приблизительное количество медицинского персонала в боевых отрядах составляло около 3000 человек. К этому следует добавить врачей, медсестер и санитарок, мобилизованных для санитарных подразделений разного уровня, а также гражданский персонал, который выполнял свой профессиональный и патриотический долг, оставаясь на своих постах во время боевых действий. В общей сложности во время Варшавского Восстания в санитарных службах действовало несколько тысяч человек.
          План подготовки повстанческих служб здравоохранения был продуманным и тщательно разработаннным. Учитывался характер застройки, направление путей сообщения и расстояния.
          К сожалению, реальный ход боевых действий сорвал первоначальные планы. Количество материалов было расчитано на 3-6 дней, в то время как Восстание длилось 63 дня. Уже с первых дней боев Варшава была разделена на несколько изолированных друг от друга очагов. Построенные повстанцами баррикады препятствовали автомобильному движению, которое должно было быть главным средством эвакуации. В этой ситуации вся тяжесть легла на санитарок полевых отрядов, которые транспортировали раненых на носилках.
          Судьбы раненых и медицинского персонала в оределенном смысле различались в разных районах. Тем не менее, почти железным правилом было несоблюдение немцами постановлений Женевской конвенции и Красного Креста, бомбежки обозначенных госпиталей, убийства раненых и медицинского персонала в захваченных госпиталях.

Мацей Янашек-Сейдлиц

перевод: Катерина Харитонова



Copyright © 2015 Maciej Janaszek-Seydlitz. All rights reserved.