Санитарная Служба в Варшавском Восстании

Старе Място

          В первые дни Восстания ситуация на Старом Мясте была относительно спокойной. Плотная застройка и отсутствие крупных немецких соединений позволили повстанцам принять контроль над территорией и подготовиться к предстоящим боям. Смитуация изменилась после захвата немцами Охоты и Воли. Тогда были предприняты систематические атаки на Старе Място. Район превратился в крепость, окруженную со свсех сторон неприятелем.
          Оборонительный район был очерчен: с востока зданиями Государственной Фабрики Ценных Бумаг и откосами Вислы, с юга Замковой и Театральной площадями, с запада Белянской и руинами гетто, с севера Ставками, трамвайным депо на Муранове и Конвикторской.
          На Старувке сражалась Группа "Север", которой командовал полковник Кароль Земски, псевдоним "Вахновски". С 11 августа отряды Старувки были усилены отрядами Группировки "Радослав", которые отступили с Воли. Начались тяжелые бои. Немцы атаковали Старе Място, используя артиллерию, авиацию, бронепоезд, минометы, голиафы (самоходные мины) и даже канонерскую лодку, плававшую по Висле.
          После двух недель боев повстанцы предприняли две неудавшиеся попытки соединения с Жолибожем; предпринятая в конце августа попытка пробиться в Средместье также не удалась. Под влиянием непрерывных атак неприятеля подклнтрольная повстанцам территория трагически уменьшилась. На небольшом пространстве теснились десятки тысяч мирных жителей и повстанцев. В этой ситуации командование приняло решение эвакуировать каналами в Средместье и на Жолибож легкораненых и боевые отряды. Во второй половине дня последние отряды покинули руины Старувки. Со Старого Мяста вышло около 3.600 раненых и солдат, главным образом в Средместье. На Старувке остались мирные жители и больницы, переполненные тяжелоранеными.

          На Старом Мясте к моменту начала Восстания располагались две стационарные больницы: Мальтийский госпиталь на улице Сенаторской 42 и Больница святого Яна Божьего на улице Бонифратерской угол Конвикторской. Санитарным начальником Группы "Север" был полковник доктор медицины Стефан Тарнавски, псевдоним "Тарло".



полковник доктор медицины Стефан Тарнавски, псевдоним "Тарло"


          Мальтийский госпиталь занимал особенно опасную территорию между немецкими позициями в Саксонском Саду, командованием Вермахта на Театральной площади и повстанческим Старым Мястом. С момента начала Восстания туда поступали как раненые немцы, так и все более многочисленные раненые повстанцы. 4 августа в госпиталь прибыло санитарное руководство Главного Командования АК с начальником полковником доктором Леоном Штрелем псевдоним "Феликс", который с 5 августа был назначен комендантом Мальтийского госпиталя.





Мальтийский госпиталь



          С 4 августа возросло количество раненых, поступавших с Воли. Часть направляли вглубь Старого Мяста на улицы Бароковую 7, Длугую 7, Медовую 23 и 24. В доме на улице Сенаторской 36 был открыт дополнительный отдел на 60 мест для легкораненых.
          7 августа немецкий танк с улицы Сенаторской начал обстрел госпиталя. Немцы выгнали из домов № 36 и 38 жителей, раненых и медсестер. В госпитале находились также раненые немцы. Благодаря хорошему уходу за ними госпиталь избежал резни. Выгнанных их соседних домов жителй погнали в Прушкув, а раненых немцев ночью вывезли санитарными автомобилями под охраной броневиков.
          14 августа на територию госпиталя ворвалась компания СС из бригады Дирлевангера. Всех раненых и персонал выгнали во двор. В госпитале в этот день было около 200 раненых и больных, все лежачие. Поскольку Мальтийский госпиталь был филиалом Уяздовской больницы, доктор Штрель принял решение эвакуировать раненых в том направлении. Ему удалось убедить в необходимости эвакуации командира немецкого отряда. Немец выделил солдат для охраны, и длинная колонна, окруженная персоналом в белых халатах, двинулась через занятый немцами Саксонский Сад. На отношение немца, вероятно, повлиял безукоризненный немецкий язык полковника Штреля, а также уверенность, с которой тот заявил о наличии приказа эвакуации в Уяздовскую Больницу. После этого случая ближайшие сотрудники называли его "Моисей".





Эвакуация Мальтийского госпиталя



          Колонна без помех дошла до польских позиций на улице Крулевской и была направлена в здание ПКК на улице Ясной. Через несколько дней персонал "Мальты" был отправлен в новый госпиталь на улице Згода 11.
          В госпитале осталось около 30 раненых, которых некому было нести. На следующий день немцы решительно потребовали эвакуировать их. Оставшийся с ранеными доктор Дрейза собрал в окрестностях несколько десятков жителей, вероятно, спасая им жизнь, и двинулся во главе колонны с флагом Красного Креста в сторону Воли. Колонну сопровождал немецкий солдат, который по дороге защищал поляков от возможных неприятностей со стороны небольших немецких отделов. Колонна счастливо дошла до опустевшей после резни Вольской больницы на Плоцкой, где прибывшие заняли одно из пустых отделений. В течение следующих двух дней операцию повторили, перенося часть раненых с Сенаторской.
          Эвакуация Мальтанского госпиталя была беспрецедентным случаем в истории Варшавского Восстания. Эвакуированный госпиталь, после переноса со Згода на Снядецких 17, работал до капитулации и в качестве гражданского госпиталя с полным оснащением для 120 больных был эвакуирован в Пястов.
          Больница святого Яна Божьего относилась к бывшей Клинике Психиатрии Варшавского Университета. Там работал хорошо обученный и самоотверженный коллектив, а также группа выдающихся хирургов. Перед Восстанием больница была снабжена лекарствами и продовольствием, однако, по мере поступления раненых, для них стало не хватать мест. Душевнобольных постепенно переносили в меньшие помещения, не хватало кроватей. Для новых раненых можно было лишь подготовить места на полу, а соседство душевнобольных наверняка не способствовало быстрому выздоровлению. 7 августа в больницу прибыл подполковник Станислав Тарнавски "Тарло", который получил от полковника Штреля распоряжение организовать на Старом Мясте санитарную службу. В больнице он оставался несколько дней.
          После 10 августа больница оказалась вблизи передовой линии и часто подвергалась обстрелу. Раненых начали переносить вглубь Старого Мяста. Однако еще 12 августа, во время боев на Ставках, сюда поступали многочисленные раненые. На первом этаже, по соседству с перевязочными и операционными, лежали вповалку на носилках тяжелораненые, ожидая своей очереди.
          В два этапа, 15 и 20 августа, было эвакуировано 300 раненых вместе с персоналом в новоорганизованный госпиталь в здании бывшего Министерства Юстиции на улице Длугой 7 (дворец Рачиньских).
          На территории бывшей больницы тяжелые бои продолжались до конца августа. Солдаты Группировки "Радослав" вели неравный бой с превосходящими силами противника. Больничные здания были полностью разрушены, немцы использовали огнеметы. 26 августа были подожжены подвалы больницы. Через несколько часов руины покинули последние солдаты взвода "Торпеды" батальона "Метла".

          На Старом Мясте во время Восстания была организована разветвленная сеть полевых госпиталей:
          - Главный Повстанческий Хирургический госпиталь для 600 раненых, улица Длуга 7;
          - Хирургический госпиталь № 2, примерно на 300 мест, улица Медовая 23;
          - Полевой госпиталь № 3, примерно на 200 мест, улица Медовая 24;
          - Полевой госпиталь № 4 батальона "Густав", подвалы монастыря Сестер Сакраменток, Рынок Нового Мяста; с 12 августа улица Килиньского 1/3;
          - Полевой госпиталь № 5 группировки "Гоздава", примерно на 200 мест, улица Прирынок 4, потом улица Длуга 15, разбомбленный 20 августа, большинство раненых и персонал погибли;
          - Полевой госпиталь № 6 "Под Кривым Фонарем", примерно на 200 мест, улица Подвале 25;
          - Полевой госпиталь "Под Черным Лебедем" – филиал госпиталя № 1, примерно на 30 мест, улица Подвале 46;
          - Госпиталь – филиал госпиталя № 1, примерно на 250 мест, подвалы костела святого Яцека, улица Фрета 10, ранее санитарный пункт батальона "Кабан", разбомбленный 26 августа и 1 сентября;
          - Полевой госпиталь группировки "Рог", фабрика штор Шленкера на улице Свентойерской угол Тесной, после бомбардировки ближайший торговый пассаж улица Свентойерска 3/4;
          - Госпиталь на Даниловичовской (бывшая тюрьма), одновременно амбулатория для гражданского населения;
          - Инфекционный госпиталь на улице Хипотечной;
          - Госпиталь на Бжозовой;
          - Госпиталь в Государственной Фабрике Ценных Бумаг, в так называемом президентском бомбоубежище;
          - Госпиталь Кривое Колесо 4;
          - Госпиталь Винный склад Фукера, Рынок Старого Мяста;
          - Немецкий госпиталь для выздоравливающих батальона "Парасоль", улица Барокова до 14 августа, после бомбардировки госпитали Длуга 7, Медовая 23 и 24.
          Также был открыт ряд санитарных пунктов:
          - Перевязочный пункт "Арсенал", улица Длуга;
          - Перевязочный пункт "Мировский пассаж", улица Хлодна;
          - Перевязочный пункт "Муранув";
          - Перевязочный пункт отряда "Боньча", улица Подвале 19;
          - Отдельный перевязочный пункт отряда "Боньча", в ризнице Кафедрального костела улица Свентояньска;
          - Перевязочный пункт батальона "Парасоль", Дворец Красиньских на первом этаже, потом в подвале;
          - Перевязочный пункт в подвалах муниципального кинотеатра, улица Хипотечна 8;
          - Перевязочный пункт, улица Длуга 27;
          - Перевязочный пункт, улица Длуга 20;
          - Перевязочный пункт, улица Бжозова;
          - Перевязочный пункт для солдат Национальных Вооруженных Сил, кондитерская Гоголевского улица Длуга 28, после бомбардировки Длуга 16;
          - Санитарный пункт для солдат Армии Людовой, Рынок Старого Мяста 40, затем Фрета 5, затем Свентойерска 4/6.



Санитарный патруль проходит через баррикаду на улице Пекарской при Рыцарской


          Главный Повстанческий Хирургический госпиталь № 1 начал работать 12 августа во Дворце Рачиньских, в довоенном Министерстве Юстиции, на улице Длугой 7. Поскольку Мальтийский госпиталь был захвачен немцами и эвакуирован, а больница святого Яна Божьего с 10 августа оказалась на передовой линии, возникла необходимость создания крупного полевого госпиталя. Раненые из двух госпиталей были эвакуированы вглубь Старувки и временно оказались на Длугой 7.



Развалины госпиталя на Длугой 7 после войны


          Кроме основной функции, госпиталь на Длугой 7 был также санитарным складом, откуда лекарства и гигиенические материалы поступали в госпитали и перевязочные пункты фронтовых отрядов. Часть оборудования и препаратов удалось эвакуировать из больницы Яна Божьего, остальное реквизировалось из окрестных аптек, продовольствие со складов на Ставках, постельное белье и кровати жертвовало местное население. До 20 августа санитарные материалы доставляли каналами из Средместья.
          Сначала на улице Длугой 7 располагался госпиталь батальона "Вигры", которым руководила доктор Изабелла Недзвецка псевдоним "Бела". Комендантом нового госпиталя 13 августа стал майор запаса доктор Адольф Фальковски, бывший начальник больницы Яна Божьего. Из той же больницы прибыла бригада хирургов. Удалось также подобрать коллектив опытных медсестер и санитарок из разных боевых отрядов. Раненые чувствовали себя лучше, когда за ними ухаживали знакомые им девушки.
          В госпиталь поступало все больше раненых. После взрыва "танка-ловушки" 13 августа количество раненых, поступавших на Килиньского, было так велико, что начальник санитарной службы Группы "Север" подполковник Тарнавски отдал распоряжение занять все подвалы и квартиры на первом и втором этаже вдоль улицы Подвале вплоть до улицы Фрета для легкораненых и выздоравливающих.
          Раненые лежали в госпитале везде, на кроватях, возле кроватей и в коридорах на матрасах, носилках или одеялах. Операции шли непрерывно. До конца августа в больнице было сделано около 1.000 хирургических операций. Делались легкие и сложные хирургические процедуры, например, лапаротомия, резекция кишок, трепанация черепа, ампутации конечностей, операции на грудной клетке. Для дезинфекции использовали валванол, для наркоза применяли эфир. Делалось переливание крови, а также кровезаменяющих жидкостей. В госпитале был собственный источник электричества – динамо-машина, но использовались также свечи. Постепенно нехватка кроватей и постельного белья стала особенно чувствительной, ухудшалась ситуация с водой. Госпиталь подвергался систематическому артобстрелу и авианалетам. 19 августа был уничтожен третий этаж здания, раненых пришлось перенести в подвал.
          В конце августа, после неудавшейся попытки пробиться в Средместье, командование Группы "Север" приняло решение эвакуировать каналами в Средместье и на Жолибож легкораненых, большинство санитарных служб и боевых отрядов. Последние солдаты спустились в каналы ночью с 1 на 2 сентября. В развалинах Старого Мяста остались тысячи местных жителей и много тяжелораненых повстанцев, которых опекали санитарки и медсестры. Санитарки по мере возможности переносили раненых, лежавших в разных перевязочных пунктах и госпиталях, в госпиталь на Длугой 7, надеясь, что там они будут в безопасности.
          Утром 2 сентября на территорию Старого Мяста со стороны Замковой площади вошли первые немецкие отделы. Вскоре немцы дошли до госпиталя на Длугой 7. Персоналу, а также больным и раненым, которые могли ходить, было приказано покинуть здание. Тяжелораненым разрешили остаться на месте. Согнанных в колонну людей погнали по улице Подвале в сторону Замковой площади. Все время убивали тех, кого немцы считали повстанцами-бандитами. В то же время были вырезаны все тяжелораненые, оставшиеся в госпитале. Лежащих людей убивали из автоматов, в помещения бросали гранаты. Некоторые сгорели живьем в подожженных домах. Трупы убитых позже облили бензином и сожгли. Останки лежали в развалинах до января 1945 г. Согласно позднейшим данным в госпитале на Длугой 7 убито примерно 200 человек.





Сожженные останки убитых раненых в помещениях и во дворе госпиталя на Длугой 7



          Та же ситуация повторилась в госпиталях "Под Кривым Фонарем", "Под Черным Лебедем" и во многих местах, где лежали тяжелораненые повстанцы и местные жители. Трудно установить, сколько раненых на Старувке погибло от пуль и гранат, а сколько погибло мучительной смертью в огне. Немногим удалось скрыться. Их спасли бригады ПКК, которые искали немногочисленных выживших 5 сентября в районе улицы Старой позади костела святого Яцека либо уже в октябре после капитуляции Восстания.
          Выселенных со Старувки жителей направляли через развалины на Волю. После предварительной сортировки в костеле святого Станислава часть гнали дальше в Урсус и Прушкув, а часть направляли в Вольскую больницу. Многие из них умерли по дороге от истощения, многие были убиты.
          Очередной район Варшавы заплатил страшную цену за беспримерную жестокость расы господ.

Мацей Янашек-Сейдлиц

перевод: Катерина Харитонова


Copyright © 2015 Maciej Janaszek-Seydlitz. All rights reserved.