Санитарная Служба в Варшавском Восстании

Северное Повислье

          Район Северного Повислья с севера ограничивал мост Кербедзя, с востока берег Вислы, с юга мост Понятовского, а с запада Краковское Предместье. К моменту начала Восстания перед солдатами АК стояло нелегкое задание: овладеть всей западной набережной Вислы вместе с плацдармами возле мостов и ликвидировать крупные пункты немецкого сопротивления в этом районе.
          1 августа повстанцам не удалось занять ни одного из запланированных объектов. Батальон "Боньча" после неудачного, оплаченного тяжелыми потерями наступления на виадук и мост Кербедзя, отступил на Старе Място. Батальон "Конрада" после атаки на мост Понятовского отступил и занял здание Союза Польских Учителей на улице Смуликовского. Оба отряда входили в состав Группировки "Рог".
          Единственным успехом был захват Электростанции отрядом капитана Станислава Скибневского, псевдоним "Цубрына". Боевая группа "Крыбар" предпринимала неудачные попытки захватить Варшавский Университет. В данной ситуации Прага оказалась отрезана от прочих районов, а Повислье превратилось в изолированный очаг боевых действий. Бои ограниченной интенсивности продолжались до начала сентября
.           Ситуация изменилась после захвата немцами Старого Мяста. С 4 сентября немцы начали систематически атаковать Повислье при поддержке пикирующих бомбардировщиков и тяжелой бронетехники. Через несколько дней повстанцам пришлось отступить с Повислья в направлении Нового Свята. 7 сентября весь район Повислья, включая четную сторону Нового Свята, был захвачен немцами.

          На территории Повислья находилось несколько стационарных больниц: Больница ПКК (Польский Красный Крест) на улице Смольной 10, Институт Офтальмологии на улице Смольной 4, акушерско-гинекологическая больница имени княгини Анны Мазовецкой на улице Каровой, Детская Больница на улице Коперника 43, больница святого Роха на Краковском Предместье.
          Больница ПКК, упомянутая в приказе коменданта района в качестве места для раненых, в начальном периоде боев работала в нормальном режиме. Всем раненым был обеспечен старательный и профессиональный уход. Вблизи больницы бои не велись. 3 августа начался обстрел корпусов со стороны мостов, а также с бронепоезда. Несколько корпусов загорелось. 6 августа на территорию больницы ворвались солдаты СС, а их командир, велев согнать в холл всех ходячих больных, начал подготовку к экзекуции. В тот момент ординатор отделения, доктор Хенрик Цетковски, вытащил из кармана удостоверение Железного Креста и на прекрасном немецком заявил офицеру, что ему стыдно носить эту награду, которую он получил во время I мировой войны, если наследники мундира, который когда-то и он носил, не соблюдают постановлений Женевской конвенции, расстреливая раненых и медперсонал, сжигая и разрушая больницы. Это заявление произвело сильное впечатление на немецкого офицера, который отменил расстрел и одновременно посоветовал перенести больницу в более безопасное место. Больница была эвакуирована на улицу Коперника, в здания № 11 и 12, в подвальные помещения, где был устроен полевой госпиталь и операционная. Туда также было перенесено все необходимое оборудование, остальное приносили жители окрестных домов. 23 августа больница была перенесена на новое место на улице Перацкого 3/5 (в настоящее время Дом Журналиста). Переполненная ранеными больница 6 сентября подверглась обстрелу зажигательными снарядами. Примерно 60 раненых погибло во время пожара. Остальные, более 100 человек, были перенесены в подвалы сожженного Института Офтальмологии, а потом, по приказу немцев, в парк Больницы Красного Креста. Оттуда через три дня эвакуировано около 120 раненых и примерно 20 человек врачей и медсестер в больницу святого Станислава. Доктор Цетковски договорился с командованием Вермахта, чтобы автомобили, отвозившие на фронт боеприпасы и возвращавшиеся назад порожняком, были использованы для перевозки раненых в Вольскую больницу. В начале октября персонал был отправлен в Миланувек в виллу "Глория” на улице Варшавской, где была открыта больница на 100 человек.
          Институт Офтальмологии, после того, как 4 августа немцы сожгли его, был перенесен на базу костела святого Казимежа на улице Тамка 35, а затем в здание Посольства Японии на улице Перацкого 10. Его дальнейшая судьба была похожа на судьбу больницы ПКК.
          Акушерско-гинекологическая больница имени княгини Анны Мазовецкой на Каровой находилась позади немецких позиций. Сотрудница больницы пани Мрочкова выпросила у немецких властей два автомобиля, с помощью которых больница была эвакуирована.
          Детская Больница на улице Коперника 43 была выбрана в качестве полевого госпиталя батальона "Густав”. Еще до начала восстания там собирали перевязочные материалы, лекарства, хирургические инструменты. После часа "В" (время начала восстания) из двух палат на втором этаже убрали детские кровати и развернули госпиталь батальона. После 2 августа в больницу принесли раненых немцев и поляков с перевязочного пункта в Доме Учителя на улице Смуликовского. 5 августа снаряд из танкового орудия попал в конец больничного коридора и разорвался в печи переполненной ранеными палаты № 1. К счастью, жертв не было. 6 августа в больницу ворвались немцы, которые забрали своих раненых. Те заявили, что с ними хорошо обращались и что это гражданская больница. Немцы оставили больницу в покое.
          В больнице все время проводились операции, в середине августа врачи почти не покидали операционную. Оперировали огнестрельные раны живота, легких, делали трепанации черепа, ампутировали конечности. Вскоре стала ощущаться нехватка медицинских препаратов. Однако, несмотря на плохие условия, смертность была относительно низкой.
          В середине августа больница была так переполнена, что появилась необходимость открыть новое отделение. Оно начало работать на Конопчиньского 57, где до Восстания располагались немецкие казармы, и в палатах стояли металлические кровати. Туда направили несколько десятков раненых из Северного Средместья, главным образом из "Храброго II", а также жителей, пострадавших от налетов самолетов "Штукас".
          3 сентября больница подверглась налету, на здания были сброшены разрушающие и зажигательные бомбы. Необходимо было провести эвакуацию. Раненых разместили в подвалах соседних домов. 6 сентября налет повторился. Раненые были эвакуированы в направлении Средместья. После падения Повислья больница и раненые были эвакуированы.
          Больница святого Роха на Краковском Предместье находилась напротив Университета, возле которого стоял немецкий бункер. 4 августа здание больницы занял сильный немецкий гарнизон Университета. Немцы вели себя спокойно. Приблизительно 7-8 августа в руках немцев оказалась четная сторона Краковского Предместья. Около 5.000 жителей района улицы Беднарской выгнали в здание Митрополитской Семинарии на улице Краковское Предместье 52/54, перед которым выставили стражу. Две медсестры, оказавшиеся на территории Семинарии, в белых халатах, с флагом Красного Креста, добрались до штаба Вермахта в Саксонском Дворце и получили пропуска, которые позволили перенести тяжелораненых и больных из Семинарии в больницу святого Роха. После падения Старувки им также удалось получить разрешение на эвакуацию раненых, оставшихся на Старом Мясте. Медсестры получили 25 носилок, и колонна из 50 человек дошла до больницы на улице Длугой 7. Там в подвалах и во дворе они нашли 5 выживших, которых забрали в Семинарию. На следующий день бригада вновь вернулась на Длугую, а через день в костел святого Яцека. 27 сентября людей из Семинарии эвакуировали.
          Больница святого Роха после бомбежек 17 сентября была эвакуирована в монастырь Сестер Визиток на Краковском Предместье 34. Ночью бомба разрушила второй и третий этаж больницы, под развалинами погибло много больных. Позже, как и из прочих больниц, больные были эвакуированы в Вольскую больницу.

          Кроме стационарных больниц на Повислье во время Восстания действовало несколько полевых госпиталей.
          Полевой госпиталь в "Сером Доме” на улице Доброй, принадлежащем сестром Урсулинкам Серым, был подготовлен еще во время оккупации. Коллектив, состоящий из сестер урсулинок и харцерок, помогал раненым, выселенным и погорельцам. Госпиталь был переполнен, там оперировали раненых. 3 сентября немцы разбомбили „Серый Дом", который не успели эвакуировать в Средместье. После падения Повислья персонал и раненых погнали в костел святого Войтеха на Воле, а потом в лагерь в Прушкове.
          Полевой госпиталь в доме Собрания Сестер Шариток на улице Тамка 30 выполнял подобную роль. Для госпиталя были предназначены два помещения, а после дополнительно спальня, светлица и подвал. После падения Старувки сюда начали прибывать раненые, которых эвакуировали из сожженных больниц. 4 сентября немцы разбомбили госпиталь. Тяжелораненых надо было выносить на улицу. После полуночи огонь удалось погасить. Часть раненых перенесли в убежище в подвалах Шоколадной и конфетной фабрики Доманьского на улице Тихой. Госпиталь действовал до 27 сентября 1944 года.
          У полевого госпиталя группировки "Конрад", находящегося в подвалах фабрики "Альфа-Лаваль" на улице Смуликовского угол Тамки, был филиал на улице Коперника 13, куда направляли тяжелораненых. Был организован проход, позволяющий нести раненых на носилках между садами сестер шариток на Тамке и дальше по улице Щиглей. Когда немцы начали наступление на Повислье, здание было повреждено снарядами артиллерии, и госпиталь перестал работать. Часть персонала и раненых успели эвакуироваться Новым Святом в Средместье.
          6 сентября около 12:00 в госпиталь вошли эсесовцы, которые ранее заняли улицу Смуликовского, гоня перед собой «живой щит» из тридцати схваченных на Повислье жителей. В госпитале в то время было 11 тяжелораненых повстанцев, капеллан госпиталя доминиканин отец Михал Чарторыски, псевдоним «Михал», и несколько человек медперсонала.
          Немцы забрали из госпиталя всех медсестер для работы в собственном госпитале. Через полчаса после эвакуации оставшегося персонала немцы убили отца Чарторыского и всех раненых. Возле ближайшей покинутой баррикады были также расстреляны люди из уже ненужного «живого щита». Все трупы облили бензином и сожгли.
          Полевой госпиталь в бывшем студенческом общежитии на улице Тамка 4 был организован 1 августа. Он был плохо оснащен, не хватало приборов и жидкостей для переливания. 27 августа госпиталь был разрушен во время налета на расположенный по соседству костел святой Тересы; погибло много раненых и персонал.
          Полевой госпиталь и приемную амбулаторию для солдат и местных жителей, на 40-60 мест, открыли в здании Союза Польских Учителей на улице Смуликовского 6/8 в первой декаде августа. После того, как немцы заняли Повислье, раненых эвакуировали на Волю.
          Полевой госпиталь в здании Средней школы № 34 "Под Совой” на улице Древняной 8 действовал с 8 августа. Там лечили солдат из 4 роты "Побога” группы "Крыбар”. В конце августа в госпитале было около 200 раненых. 5 сентября из него эвакуировали легкораненых пациентов. 6 сентября, когда госпиталь заняли немцы, там все еще оставалось несколько десятков тяжелораненых. Согласно рассказам свидетелей полную эвакуацию госпиталя якобы остановил главный врач – в госпитале лежала его тяжелобольная мать, состояние которой в ходе эвакуации могло ухудшиться.
          Раненые повстанцы избавились от повязок и шлемов, а немцам было сообщено, что госпиталь гражданский. Немцы сделали вид, что поверили, но уже на следующий день якобы случайно бросили гранату в зал, где лежали раненые. Персонал госпиталя перенес раненых в подвал, где их уложили на матрасах на полу. Несколько следующих дней госпиталь оставался на нейтральной территории.
          27 сентября 1944 г., около 14:00, в госпиталь неожиданно ворвались солдаты из боевой группы Райнефарта, которые приказали персоналу выйти во двор и встать лицом к стене. Затем спустились в подвалы, где лежали пациенты, и начали резню. После убийства раненых с криком «устроим здесь крематорий» побежали в школьный парк, где в беседке застрелили двух санитарок. После экзекуции трупы облили бензином и сожгли. Медперсонал спас от расстрела неожиданно появившийся немецкий офицер.
          В госпитале на Древняной в тот день были убиты 22 человека. Погибли высшие офицеры Группировки „Радослав”: майор Вацлав Янашек, псевдоним „Болек” - начальник штаба группировки и каритан Мечислав Курковски, псевдоним „Сава” - офицер штаба Группировки. Обоих тяжело раненных на Старувке офицеров перенесли каналами в Средместье солдаты отступающей со Старого Мяста Группировки. 2 сентября раненые были помещены в госпитале на улице Древняной.

          Кроме госпиталей на Повислье действовало несколько санитаных пунктов:
          - Харцерский санитарный пункт на улице Фурманской 12, расположенный в магазине с двумя палатами и входом с улицы и со двора, действовал в начале августа. Поскольку число раненых увеличивалось, были открыты два дополнительных пункта на улице Доброй 25 и на улице Беднарской 7. На оставленную повстанцами территорию 6 сентября вошли немцы. Комендантка пункта для безопасности раненых повесила на магазине вывеску: „Санитарный пункт ПВО” (ПВО – противовоздушная оборона), такие же повязки одели харцерки. В течение двух дней окрестные дома находились на нейтральной территории, затем немецкие бригады начали их поджигать, обливая нефтью и бензином. Раненых перенесли в одноэтажный домик на улице Фурманской 10, в котором размещался отряд СС. Немцы считали, что соседство раненых защитит их от обстрела повстанцев.
          Комендантка и врач приняли решение перенести раненых на Краковское Предместье в Благотворительное Общество, где работали сестры шаритки. Оттуда со 2 сентября, после падения Старого Мяста, раненых из всех больниц и госпиталей отправляли в Вольскую больницу на улице Плоцкой 26.
          - Санитарный пункт группировки „Крыбар” также был организован на улице Тамка 40, в помещении фабрики Герлаха напротив лестницы на Окульник. Пункт действовал до 6 сентября, а затем был перенесен в Средместье.
          - Санитарный пункт на территории электростанции на Побережье Костюшки 41/45 увеличился до пары десятков мест. В августе были открыты новые пункты на улице Доброй 53 угол Липовой и на улице Щиглей 1 на первом этаже, в частной квартире.

          Развалины пылающего Повислья в начале сентября очень медленно и осторожно занимали солдаты из группы Вольфа. Гражданское население гнали в направлении Краковского Предместья. Из толпы выбирали молодых мужчин, которых расстреливали. Подобная участь была суждена многим раненым. Выжившие после трех дней были эвакуированы и попали в Вольскую больницу на Плоцкой на Воле. Туда добрались также многие врачи с Повислья.

Мацей Янашек-Сейдлиц

перевод: Катерина Харитонова


Copyright © 2015 SPPW 1944. All rights reserved.