Санитарная Служба в Варшавском Восстании

Мокотув

          Округ V Мокотув занимал обширную территорию в южной части Варшавы. На этой территории базировались крупные отделы жандармерии, СС, Вермахта. Сил повстанцев было недостаточно для овладения укрепленными зданиями в полицейском районе (аллея Шуха) и на улице Раковецкой. Район был разделен на две части - "немецкую" и "польскую". Повстанцы на Мокотове были отрезаны от остальной части города и могли поддерживать только ограниченный контакт с остальными отрядами. Попытка установить связь с отрядами в Средместье окончилась неудачей. Часть отрядов, так же как на Охоте и Жолибоже, отступила через Нижний Мокотув в Кабацкие леса.
          29 августа немцы начали наступление на Садыбу, где повстанцы защищались главным образом в форте имени генерала Х. Домбровского, уцелевшей части укреплений, построенных до Первой мировой войны. После тяжелых бомбардировок и артподготовки 1 сентября Садыба была захвачена немцами.
          На Мокотове были созданы два района, подконтрольных повстанцам. На Верхнем Мокотове это был квадрат между улицами: Одыньца, Гощиньского, Пулавской и Аллеей Неподлеглости до улицы Воронича; на Нижнем Мокотове территория между улицами: Кондукторской, Гуцульской и Пытласиньского.
          Немецкое наступление на Мокотув началось 24 сентября и продолжалось без перерыва все последующие дни. Занимаемая повстанцами территория резко сократилась. 26 сентября командир Мокотова, подполковник Юзеф Рокицки, псевдоним "Кароль", приказал эвакуировать каналами в Средместье представителей военных и гражданских властей. 27 сентября, около полудня, оставшиеся защитники Мокотова капитулировали. Гражданское население перед вывезением во временный лагерь в Прушкове было сконцентрировано на территории Ипподрома.

          На Мокотове располагались несколько стационарных больниц.
          Уяздовская больница, расположенная на территории Уяздовского замка, относилась к немецкому району и поэтому не учитывалась в планах повстанцев. Несколько корпусов занимала больница святого Духа, перенесенная туда в 1941 г. из полностью разрушенного больничного здания на улице Электоральной. Во время оккупации под боком немцев в Уяздовской больнице прятали евреев и людей, которых разыскивало гестапо. Было организовано медицинское обучение, курсы повышения квалификации, проводились научные исследования. В 1940 - 1944 годах начальником больницы был полковник доктор медицины Леон Штрель – санитарный начальник АК. Когда вспыхнуло Восстание, начальником больницы стал подполковник профессор Теофиль Кухарски, поскольку доктор Штрель был направлен в Мальтийский госпиталь.



Уяздовская больница


          В первые дни Восстания больница работала в обычном режиме, немцы вели себя спокойно. 5 августа немецкие солдаты ворвались на территорию больницы, подожгли соседние здания и велели немедленно эвакуировать пациентов. Утром 6 августа из больницы вышла длинная колонна под флагами Красного Креста. В ней шли 340 человек из больницы святого Духа и 1491 человек из Уяздовской больницы. В колонне двигались раненые, больные, врачи, аптекари, капеллан, медсестры, сотрудники больницы с семьями, инвалиды 1939 г. К колонне немцы присоединили 350 женщин, которых первоначально держали в качестве заложниц в здании Сейма. Тяжелораненых несли на носилках. За колонной ехало 5 армейских повозок с медицинскими инструментами, лекарствами, продовольствием, перевязочными материалами и больничным сейфом, в несгораемых ящиках которой хранилось полмиллиона злотых.
          Немцы не назвали эвакуированным конкретной цели, велев идти вниз улицей Мысливецкой. Колонна двигалась улицами Гурнослёнской, Мысливецкой, Лазенковской и Хелмской. На трассе немцы задержали повозки, застрелили одного мужчину и разграбили часть содержимого повозок. Больница лишилась запасов продовольствия и большей части лекарств, часть которых раньше предусмотрительно раздали больным. К счастью, больничный сейф уцелел.
          Переход был очень утомительным. Только на улице Черняковской местное население оказало помощь и подменило больничный персонал, несший носилки. В тот же день больница нашла пристанище в заведении Сестер Божественного Провидения на улице Хелмской 19. Через 3 дня больница святого Духа эвакуировалась в Повсин. Начальник открыл повстанческий госпиталь в помещениях монастыря и в соседнем здании Общества Опеки над мальчиками имени Раго, которое еще во время оккупации было приготовлено на повстанческий госпиталь. С помощью сестер и окрестного населения госпиталь оснастили кроватями, постелью, матрасами и постельным бельем. Лекарства брали из соседних аптек, перевязочные материалы из близлежащей фабрики "Альба". Очень скоро госпиталь на улице Хелмской стал единственным в окрестностях пунктом медицинской помощи. В Уяздовской больнице лечили также немецких пленных, которых дважды забирали немецкие военные патрули. Принимавший раненых немецкий врач был удивлен, узнав, что польские врачи делают даже тяжелые операции брюшной полости. " - Мы таких раненых высылаем самолетом в Познань," – сказал он.



Здание на улице Хелмской 19, куда эвакуировалась Уяздовская больница


          30 августа, несмотря на знаки Красного Креста, немцы подвергли больницу массированному авианалету. В то время больница была переполнена, там лежали более 800 раненых повстанцев и много пострадавших из мирного населения. Под развалинами в огне погибли 130 раненых, а также 170 человек из мирного населения и персонала. После этого часть персонала направили на Садыбу на улицу Моршиньскую 5/7, где раньше был открыт филиал госпиталя. Большинство сотрудников с ранеными и капелланом госпиталя пробрались на Верхний Мокотув, где на улице Пулавской 91 был создан полевой госпиталь, действовавший до конца обороны Мокотова. Часть раненых разместили в здании на улице Дольной 42. На Хелмской осталась треть госпиталя. К сожалению, в налетах, которые немцы повторили 11, 14 и 15 сентября, погибло еще 200 человек.
          После капитуляции Восстания все три части Уяздовской больницы объединились в одно целое в Миланувке, где больница работала почти два месяца. В ноябре 1944 г. больница эвакуировалась с больными в Краков. В середине января 1945 г. Уяздовская больница была закрыта, а ее пациентов и персонал приняли краковские городские больницы.
          Больница Сестер Эльжбетанок на улице Гощиньского 1 во время оккупации была гражданской немецкой больницей, рассчитанной примерно на 100 мест. 28 июля, накануне Восстания, немцы эвакуировали больницу. В первые часы Восстания она была занята отрядами полка "Башта". Всю тяжесть помощи раненым взяла на себя служба здоровья "Башты" и полковой санитариат. В больнице разместилось санитарное руководство Округа. Начальником Округа был подполковник профессор Эдвард Лёт, псевдоним "Гоздава". Из-за большого наплыва раненых было создано несколько полевых филиалов больницы, на улицах Пелицкой, Ленартовича и Пулавской, общим числом 200 мест.
          С 13 августа больница начала подвергаться систематическим обстрелам тяжелой артиллерии. Раненых перенесли на нижние этажи и открыли новый филиал больницы на улице Мальчевского. Тяжелые бомбардировки и артобстрел повторились 20 августа. 29 августа, несмотря на обозначение больницы флагами Красного Креста, здание было обстреляно из танковых орудий, а также подверглось бомбардировке с воздуха. Пилоты расстреливали из бортового оружия персонал и повстанцев, выносивших раненых из здания. В тот день погибло несколько десятков человек. Спасенных раненых разместили главным образом в здании сестер францисканок на улице Мисийной 7. Больница действовала до конца обороны Мокотова. В развалинах больницы, в уцелевших подвалах был открыт перевязочный пункт. 25 сентября немцы заняли руины Больницы Сестер Эльжбетанок и соседние помещения, переполненные ранеными.
          Полевой госпиталь на улице Повсиньской на Садыбе был развернут в первые дни Восстания в ранее выбранном здании. 18 августа туда поступило большое количество раненых из разбомбленной Уяздовской больницы. Несмотря на отчетливо видимые знаки Красного Креста, госпиталь разделил участь прочих повстанческих госпиталей. После нескольких попаданий снарядов здание сгорело дотла. Госпитатль был перенесен в расположенную поблизости виллу, однако здание снова было разрушено. Временно раненые попали в здание на улице Моршиньской 5/7, где открылся филиал Уяздовской больницы.
          Полевой госпиталь на улице Едвабничей был открыт согласно плану в начале Восстания. Уже 1 августа после 17.00 здесь приняли первых раненых. В госпитале была хорошо оборудованная операционная. К сожалению, территорию вскоре заняли немцы, и госпиталь пришлось ликвидировать. Больных и раненых с улицы Едвабничей эвакуировано на улицу Повсиньскую 7, в деревянный школьный барак.
          Полевой госпиталь в школе сестер францисканок на улице Раковецкой 21, действовал до 10 сентября, хотя оставался на захваченной немцами территории.
          Из-за отсутствия достаточного количества больничных коек вскоре появилась необходимость создания новых временных госпиталей. Открылись два вспомогательных госпиталя: полевой госпиталь на улице Ленартовича 2, на 50 мест, где работали монахини с улицы Бельгийской, а также полевой госпиталь на улице Пулавской 140, в помещениях фабрики искусственного меда, на 120 мест. В этих пунктах работало несколько врачей и медиков еврейского происхождения, которые скрывались на территории района. Госпитали на Раковецкой и Ленартовича работали все время, пока на Мокотове шли бои, госпиталь на Пулавской работал до 27 сентября.

          На территории, которую защищали повстанцы с Мокотова, работало много санитарных и перевязочных пунктов:
          - Перевязочный пункт полка "Башта" в вилле Лучиньских на улице Ружаной 57; во время боев пункт был перенесен на улицу Красицкого, а позднее на улицу Мисийную, где располагался небольшой госпиталь;
          - Центр для выздоравливающих на улице Балуцкого;
          - Санитарный пункт на улице Мальчевского 3/5;
          - Санитарный пункт роты 01 батальона "Ольза" на улице Карловича;
          - Санитарные пункты роты K2 батальона "Карпаты" на улице Пулавской 246 и позади этого дома. Помощь оказывал также приют для Неизлечимо Больных на улице Пулавской 113 б;
          - Батальонный спасательно-санитарный пункт батальона "Карпаты" в одном из домов по улице Висьневецкого;
          - Санитарный пункт на улице Нарбутта; ночью с 1 на 2 августа под напором немецких отделов перенесен на улицу Чечота;
          - Пункт на улице Бельведерской 20 в приюте для Паралитиков, в том числе для раненых, уцелевших в массовой экзекуции, которую немцы устроили 4 августа на улице Дворковой;
          - Санитарный пункт на улице Солнечной 50;
          - Санитарный пункт на улице Старостиньской 1;
          - Санитарный пункт на улице Дольной угол Кондукторской, перенесенный в медицинский центр на улице Дольной 42.

          Около 25 сентября началась подготовка к эвакуации раненых каналами в Средместье. Отступление началось 26 сентября перед рассветом, но из-за того, что дорога была заблокирована, эвакуацию пришлось остановить. Мокотув покинула группа солдат роты B3 и санитарное руководство. 27 сентября удалось эвакуировать в Средместье примерно 150 человек. Раненые, которые вышли из каналов, были отправлены в ближайшие повстанческие госпитали.
          Остальные раненые и медицинский персонал попали в плен. 26 сентября на Аллее Неподлеглости 117/119 около двадцати тяжелораненых вместе с Эвой Матушевской "Чайкой", коменданткой санитарных патрулей роты O2, были расстреляны. Остальных погнали в направлении Служевца, собрали всех на беговом поле ипподрома, а затем после предварительного осмотра часть легкораненых погнали в Прушкув, а тяжелораненых перевезли в больницы под Варшавой.
          На Мокотове были случаи убийств взятых в плен раненых, однако они не носили такого массового характера, как на Воле, Старувке, Повислье или Чернякове. На поведение немцев повлияли ведущиеся переговоры о капитуляции. Немецкий генерал фон дем Бах понимал, что бессмысленный террор вынудит повстанцев продолжать сопротивление.

Мацей Янашек-Сейдлиц

перевод: Катерина Харитонова


Copyright © 2015 Maciej Janaszek-Seydlitz. All rights reserved.