Повстанческие сообщения свидетелей

Повстанческие воспоминания Януша Гундермана

Варшавское восстание 1944





Януш Гундерман,
род. 24 ноября 1926 в Познани
капрал Национальной воинской организации и «AK»
пс. «2671», «Януш»
батальон «Густав-Харнась»
рота «Анеля»
пленный номер 140334





         Заметки с календарика

         ЧАСТЬ 1 – ВАРШАВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1944 г.

         1. Выписка с календарика без корректорской правки
         2. ..................... текст неразборчивый
         3. [Дополнения и объяснения текста добавлены во время обработки]
         4. ---------------- нет записи.



         1.08. - вторник.
         В пути в костёл я встречаю капитана, который велит мне идти домой. [Я должен там ожидать на связного с известием о вторичной концентрации]. В 14 ч. я приехал на пункт[концентрации, который находился на ул. Длугой 5 на Старым Месте.]
         Я видел пулемёты и думаю хорошое вооружение. Мы ночуем на Длугой 5.

         2.08. - среда.
         В 4 ч. утром подъём и выступление в поход. Оружия немножко, остаток без оружия. Идём через Ставки, Повонзки на евангелическое кладбище [на ул. Окоповой], говорят, что мы получим оружие [я принадлежал к самым молодых в роте, потому на получение оружия я был вынужден ещё подождать].
         Мы ночуем [в кладбищенской часовне] на цементе, на чёрных саванах со стен. Мы вынуждены идти в Кампинос, в пути мы поворачиваем назад.
         Прежде выходит патруль с 16 возвращается 7, 9 убитых. Попали в ловушку, перекрестный огонь тяжёлых пулемётов. Вызывает это угнетающее впечатление. Почти сами курсанты. Страшный дождь.


Фотография сделана на евангелическом кладбище. Солдаты роты «Анеля» час до трагического патруля на ул. Соколовскую.
С левой стороны: Ежи Белавски, Стефан Надратовски, Артур Яцына, Зигмунт Марковски, Януш Висьниовски, Януш Руськевич, Олгерд Идзьковски, Витолд Погожелски, Хенрык Пыжыковски, Збигнев Яцына, Владыслав Яноха, Нн


         3.08. - четверг.
         Ничего нового. Оружия как не было, так и нет.

         4.08. - пятница.
         Я пошёл ................., говорят, что тяжёлая ситуация, что надо будет защищаться. Мальчики [добыли] одеждой и принесли. Я получил ботинки. Ночью готовность, потому что будут сбрасывать оружие. О .............. тревога, мы выходим на кладбище .............., есть четырёхмоторный [самолёт].
         Мы выходим даже к ул. Вольской, чтобы узнать не упали ли [контейнеры] где-то ещё, потому что самолёт сбросил их слишком поздно и они упали за кладбищем. Наша рота ничего не получила.



         5.08. - суббота.
          Немцы нас нашли и осуществили налёт. Я ходил за хлебом и как раз вернулся. Мы стояли в беседке во дворе. А сюда свист, один, второй, и т.д., как ударит, хлеб, штукатурка на голову. Ударили за кухней и перед командованием. 6 убитых, в том числе 2 офицеров. Много раненых, несколько сержантов.
         Мы постоянно живём на кладбище. Потом начинает «панцерка» [железнодорожная гаубица, стоящая на Гданьском вокзале] и колотит и колотит. Вечером немецкая атака и наше контрнаступление. Много раненых. Мы сидим в гробницах. Целую ночь колотит «панцерка» даже земля трясётся.

         6.08. - воскресенье.
         Утром в 4 ч. выступление в поход на конец кладбища между могилы. «Панцерка» колотит а осколки падают очень близко. В 8 ч. приказывают нам все военные вещи оставить и идти в город. Мы пошли на Старе Място совсем безопасно. Можно было даже всё забрать с собой.
         Я добыл хлебницу и немного белья. Мы явились на ул. Килиньского 3 в штурмовый взвод, но вечером вернулась наша рота.



         7.08. - понедельник.
         Нет ничего нового. С батальона «АНТОНИ» и .......... «ГУСТАВ» соединяются в один батальон ,«ГУСТАВ».

         8.08. - вторник.
          Часть выходит на позиции рядом с Замковой площадю. Мы без оружия остаёмся на Длугой 5 и исполняем караульную службу. Раздражающее дело. Постоянно стоять в день и ночью. Постоянно через несколько дней.
          Когда-то мы пошли за одеждой. Подбитые ватой брюки и куртки. Пользуя случаем я добыл резиновое пальто. Когда я стоял на страже, раз снаряд ударил в костёл, раз взорвался над улицей. Я видел. Я вскочил в ворота как кузнечик.

         9.08. - 10.08. - 11.08. - среда - четверг - пятница.
         --------------- [Постоянно нет оружия. На линии только старшие и более опытные. Бездействие, во время непрерывной, постоянно беспокоящей бомбардировки, очень удручающее. Самолёты летают безнаказанно и регулярно уничтожают дом за домом. Кроме того обстрел из миномётов, называемых «коровами'»или ,«шкафами», принимая во внимание характерный звук во время выстрела].

         12.08. - суббота.
         Я сегодня явился на на баррикадах на Подвалю. Я подносчик патронов при пулемёте [функция подносчика снарядов была следствием недостатка оружия, а также необходимости немедленного заместительства в случае смерти счастливого владельца пулемёта]. Вчера убили 2, ранили 2. Я занимаю место убитого.

         13.08. - воскресенье.
         [Мы занимаем позиции на II этаже в крайнем дому с видом на Замковую площадь и ул. Сенаторскую. Со стороны площади подъезжает танк, он вращает башенку в нашу сторону, мы убегаем в комнату со стороны двора и тогда снаряд уничтожает нам нашу позицию. Немцев подводят танкетку под баррикаду на ул. Подвале].


13 августа 1944 г. под окнами квартир батальона «Густав» на ул. Килинского взорвался этого типа танк-мина


         Взрыв танкетки на ул. Килиньского. Она была на нашей баррикаде / и наши / перевели её. Благодаря службе на линии мы уцелели. [После окончания службы мы пошли увидеть]. Страшный вид - тела разорваны на окнах, балконах, земли и т.д . [Погибло тогда ок. 300 человек, в том числе из нашей роты, которая не имела тогда службы].


Квартиры батальона «Густав» на ул. Килинского 1 14 августа 1944, после взрыва танка-мины.
Видимый на втором плане фасад – это здание Министерства справедливости


         14.08. - 18.08. - понедельник - пятница.
         ----------------- [Всё время служба на Подвалю. Как раз с этой стороны немцы специально не атакуют, потому что уже сумели овладеть переходом на мосте Кербедзя, зато беспрерывная бомбардировка и обстрел из гаубицы].

         19.08. - суббота.
         Бомбардировка из гаубиц - « шкафов»3 зажигающие и после перерыва 3 разрушающие. [Было это сознательное действие немцев, чтобы вызвать самые большие потери среди людей, гасящих пожары]. 3 убиты, 3 тяжело ранены.
         Я спасся,потому что именно во время гашения я пошёл за ведрами этаж ниже. [Останки убитых товарищей были настолько порванные, что лишь бы мы их могли похоронить, мы были должны буквально собирать их из земли лопатами].



         20.08. -21.08. - воскресенье-понедельник.
          Днём на баррикаде. Преследующий огонь.

          22.08.- вторник.
         Сгорел дом во дворе. 26 часов. на баррикаде. Слышать артиллерию. Будто Повидимому отряды С Кампиноса, Воли и Жолибожа будут осуществлять атаку.
         В нашем дворе нет воды.



         23.08. - среда.
         Патруль верхом и подвалами - Каноня, Павя, Подвале, Мёдова. Огромные подвалы. Полтора часа строевой подготовки!
         Меня знобило и проблема с желудком. В другом месте также.

         24.08. - четверг.
         Полное расстройство желудка, ничего не ем, чтобы проголодиться. Постоянно бомбардируют. Люди тонут в подвалах. У меня 24 часа службы и 24 часа свободные.
         Немцы атакуют - я лупил из пулемёта. Убили Здиська.

         25.08. - пятница.
         Сегодня они идут на Жолибож. Я дал карточку. Камень упал с моего сердца. На ноь мы идём на Подвале.

          26.08. - суббота.
          На Жолибож они не пойдут. Я ужасно встревожился. Сегодня днём я 3 раза заснул пулемётом в руке. Все мечтаем о конце. Мы не можем дождаться. Все выбилис.
         На Подвалю обвалились 2 стены дома, в котором постоянно мы были. 36 часов на баррикаде, 10 перерыва и снова 24 часа. 3 непроспанные ночи.




         Выходной день. Общая исповедь - ксёндз Ростворовски. В городе будто бы хорошо, у нас скверно.

         28.08. - понедельник.
         От вчера с 19 ч. на Пивной. [Наши позиции мы имеем за костёлом св. Марцчина. Мы стоим за стеной о высоте около 2 этажей. За неё лишь развалины, плохая видимость, надо быть очень осторожным, чтобы не даться захватить врасплох. Самолёты летают совершенно безнаказанно над самими головами].
         Убили Мирка. Налёты. Вместе 7 раненых. Горячий день. Немцы кинули много гранат. Наш «Mills» [английскaя оборонительная граната] взорвалась у нас, после неудачного броска через оконное отверстие [на II этаже]. Я расстроился фатально. Я стрелял с винтовки.

         29.08. - вторник.
         Я стал командиром пулемёта. Было ............... в 7 ч. на Пивной. Моего подносчик а снарядов убили. Случайно из руки одного из [роты] « Анны» . . [Трагический случай, вызван серой порой дня, немецким мундиром и шлемом, который носил убитый].



         30.08. - среда.
         Ночью кидали гранаты. Вечером снова из-за ошибки обстреляли нашего. Смена не пришла. Расстройство проходит. На баррикаде я немного курю, потому что волнуюсь.

         31.08. - четверг.
         Ночью мы отступаем [в каналы] и возвращаемся после ок. 3 часов [возникло какое-то недоразумение. В это время баррикада была пустая. Мы возвращались в неуверенности, что будет на месте. Страшный вид ул. Мёдовой, где с обеих сторон горят здания].
         Я и Чарек с обслуживанием и Богуслав [командир взвода] защищали.
         После возвращения я уснул стоя, с 2.00 до 10.00 с маленькими перерывами на страже.


Скрещение улиц: Длуга, Мёдова и площади Красиньских утром 13 августа 1944.
Улицу Длугую перебегает под обстрелом поручик Войцех Сарнецки, пс. «Войтек».


         1.09. - пятница..
         Мы сегодня должны идти в Средместье. Первая группа пошла. Мы в 19 ч. .............................. .
         ещё тревога и на Рынок. Сразу после возвращения брать вещи, мы идём в. Средместье. Ещё вылазка на ул. Сьвентоерскую.
         В 22 ч. под обстрелом в канал. 2,5 часа кошмарной пути по колени в воде, частично наклонённый до половины.

         2.09. - суббота.
         Бохдан не живёт. [мой самый близкий родственник, придавленный стеной во время бомбардировки 4 августа, умер в больнице 5 августа.].
         Я хотел бы идти к Вейхертом [близкие знакомые Родителей]. Не знаю, дойду ли я. Нас было 52. Теперь 25 убитых, 11 раненых, 16 осталось.
         Все тоскуем о конце. Немцы возможно капитулируют как англичане войдут в Германию. Я только лежу. Я сделался совершенно апатичный. Наверное этот покой в Средместью меня расклеил!



         3.09. - воскресенье.
          Я был на мессе. Квартира сожжена. Я беру разные вещи. 5 раненых от «сундучка» [600 мм железнодорожная гаубица]. Мы поменяем квартиру. Уже третий раз. С едой и сигаретами хуже.

         4.09. - понедельник.
         Я перестали снова начал курить. Всегда это меня успокаивает. Мы идём на баррикаду. Отдыха совершенно не было. Снабжение на баррикаде барахлит, это не, что на Старувце.

         5.09. - вторник.
         Мы будем на ул. Чацкого со стороны костёла [св. Креста] и Отделения [полиции]. Снова первая линия. Мы снова остаёмся на ночь. До вечера будет больше 3 чaca.
         Постоянно нас погоняют. Мы остаёмся на ночь.



         6.09. - среда.
         Уничтожили нам нашу провизорную квартиру. Бомба в наш дом. Нас засыпало. Мы остаёмся на ночь. Мы утомлены.

         7.09. - четверг.
         Горит Отделение. Я уснул на страже. Ночью мы отступаем и возвращаемся. Днём мы занимаем позиции напротив ул. Чацкого. [на ул. Сьвентокжиской]. 2 бомбы 2 м от нас. Нас засыпало. [именно мы укрылись в подвале].
         Стасек и Метек не живут. [не пришли в подвал, но остались в воротах]. Мы отступили. Я сегодня узнал, что было нас 66 а осталось 11 - считая также рассеянных.

         8.09. - пятница.
         Мы квартируем ул. Видок 8. Исполнилось - служба у нас постоянная. В пятнадцатом часу мы будем на Чацкого. Я слушал патефон. [?].
         Бомба нас засыпала. Мы были в подвале.

         9.09. - суббота.
         ------------------- [наш командир батальона майор Гаврых, ранен ещё на Старым Месте, был вынужден сдать командование и идти в больницу. Это плохо влияет на наше состояние души! Физическое и психическое утомление в отряд вызывает, что переносят нас в южное Средьместье.]



         10.09. - воскресенье.
         У меня и « Котка» пропуск. Я пошёл посетить его знакомых.
         [остаёмся] на ночь, до 8.00. спокойно. Моё настроение немножко улучшилось.
....................... Еда не чрезвычайная, но хорошая и много. Я получил лекарство от желудка.

         11.09. - понедельник.
         Целую ночь я спал. Я чувствую себя намного лучше. Утром завтрак и возвращение. Нет жратвы, ни солидной квартиры ...................... Пропуск. И дожить до конца.
         На Чернякув есть переход. Я хотел бы идти кв Оли и Баси [мои сёстры, которые борются там в I Полке шволежерув].

         12.09. - вторник.
         Ночью за провиантом в пивоваренный завод около Окульника. Ужасная дорога .................... .
         после бомбардировки. Еда лишь в 13 часу-пакость .................... мы комбинируем.
         Холодно и глодно. Из холода не можно спать.



         13.09. - среда.
         Бомбы блиско. Глодно и холодно. Некоторых несут нервы. Что делает целая семья? Я хотел бы идти домой, а не на акцию..

         14.09. - четверг.
         Бомбы на Хожей. Советские господствуют. Немцы показываются случайно. Россия всё ближе. Будет уменьшение нагрузки. Я боюсь о целую семью.
         Мы были с К .................. Мы немного покушали. Сигаретов нет. Я перестал курить. Мне интересно после ли ................... меня начало болеть горло, но мы был должны идти откапывать склад.

         15.09. - пятница.
         Ночью видать было парашюты. [Был этого сброс оружия из союзнических самолётов, которые к сожалению в большинстве упали на территории занятые уже немцами]. Горло меня болит, я не могу проглатывать. Я должен идти с ячменем. [Который потом мололось на мельнице для кофе. Мы носили его из складов на Повислю].
         Я возвращаюсь [на квартиру ], ложусь. [темп] 39,2. Ничего не ем ............. много разов вниз [в подвал, где должен быть врач].
         Ночью переезд. [на новую квартиру на ул. Мокотовскую 41, на IV этаж. У меня нет накрытия..

         16.09. - суббота.
         У меня 39,8. Хотят меня дать в больницу, но я хочу к знакомым.
         Я спустился вниз [в подвал] к доктору. Как раз снаряд из железнодорожной гаубицы [«Karl»- 600 мм] вырубил в квартиру - 16 убитых.


С флигеля дома Мокотовска 41, в которой находилась квартира роты «Анеля»,уцелела лишь внешняя стена.
Остальная часть обрушилась, засыпывая 6 солдат.



Останки повстанцев с роты «Анеля» во дворе на ул. Мокотовской 16 сентября 1944 г.


         Немного по убежищам и ............... Сюда взяли меня супруги Слензакове.



         17.09. - воскресенье.
         ---------------------

         18.09. - понедельник.
         Мне лучше.

         19.09. - вторник..
         ---------------------



         20.09. - среда..
         Болят меня суставы у ладоней, что я не могу спать.

         21.09. - четверг.
         Мне уже хорошо. Был « врач». Будет тишина - возможно перед бурей.
         Я бы хотел уже возвращаться на Жолибож! Первую ночь я проспал спокойно!

         22.09. - пятница.
         Я встал. Русские сделали плацдарм на нашей стороне. Командование «AK» вынуждено выявиться. [?]

         23.09. - суббота.
         Сегодня проходит неделя как я у супругов Слензакув. Будет тишина. Самолётов нет. Не знаю, что это значит. Я завтра иду на мессу. Я писал случайно к «Котка» [товарищ из роты]. Божье как я бы хотел возвращаться.
         Я ужасно скучаю за домом. Каждый день я произношу литанию к Божему Милосердию.
         Я уже не хотел бы возвращаться в роту. Я постоянно думаю каким будет возвращение. Я мечтаю о доме и хорошей еде.



         24.09. - воскресенье.
         Я прочитал себе мессу из служебника. Я спрессовал брюки и очистил ботинки. Я беспокоюсь о « Котка». Я скучаю за домом. И так благодарю Бога за это .......... потому что мне хорошо.
         Это уже настолько долго продолжается, мне не с кем поговорить. Чтобы я хотя знал когда это окончится. Несчастные Родители.

         25.09. - понедельник.
         Я беспокоюсь о «Котка». Или раненый, или выстю. Идёт дожд. Погода соответсвенная моему настроению.
         Я живу только мыслей о возвращении. Моя жизнь это сон, еда и размышлание.

         26.09 - вторник.
         --------------------------



         27.09. - среда.
         Был у меня Метек, Чарек, Казик и «Котек». Остались дольше. Мальчики болеют от холода.
         ........................ Я огорчаюсь, потому что как будто от ул. Промыка [на Жолибоже, где мы близко жили], немцы ................ .
         Я ужасно боюсь о целую семью.


         28.09. - четверг..
         Ок. 20 ч. кружило много самолётов. [Большой сброс из союзнических самолётов]. Был « Котек» дал мне молочный кисель. В воскресенье я возвращаюсь в роту.
         Я буду скверно слабый. Я оканчиваю новенну и надежда вступила в меня. Вечерами я сижу теперь в кухне, потому что тепло.

         29.09. - пятница.
         Я был на мессе, исповеди и св. причастии Ротмистр [?] слепой, мы разговаривали о Познани.

         30.09. - суббота.
         Об эвакуации пишут даже уже. Что это будет. Что будет с «AK» !
         Я не могу в это поверить. Я верю, что возникнет что-то другого.
         Советские самолёты снова чаще летают ................ Снова заградительный огонь как будто на Жолибоже. Что с моими. Возможно что мы уже никогда не увидимся.
         Люди выходят. Мы вероятно капитулируем в Сталяге. Я думаю о Крыстыне у плит. Что она делает.



         01.10. - воскресенье.
         Я вернулся в роту. ................... настроение. Вчера, после тяжёлых борьб, пал Жолибож. Что с моими. Не известно, что будет.

         02.10. - понедельник.
         Говорят, что « Бур» полетел ......................... немцами в Лондон. Не знаю, правда ли это . Что нас ещё ждёт. Если в Сталяе, то тяжёлое ....................., что идет зима.
         С немцами люди разговаривают.

         03.10. - вторник.
         Вчера подписали капитуляцию. Мы сегодня идём на ул. Ясную. Мы получили ок. 100 Спортув и Эгипских [сигареты].



         04.10. - среда.
         Мы готовимся к переходу. Мы правдоподобно пойдём в Сталяги. Мы находимся на Ясной. Плохая жратва.


Собрание на ул. Ясной перед выступлением в поход в плен. Стоят солдаты батальона «Густав» как 8 рота 36 полка пехоты.
Из опасения перед репрессиями избавились от немецких мундиров.


         05.10. - четверг.
         Мы выходим сегодня утром. Мы отдаём оружие в Академическом Доме [на площади Нарутовича]. Через Груецкуюи Вольскую мы проходим на Волю. ............... марш в Ожарув. Мы приходим в 8 ч. вечера.
         Необыкновенное утомление. [Нас помещают в залах фабрики кабелей на бетоне. Страшная давка].


Janusz Gunderman


       Януш Гундерман
род. 24 ноября 1926 в Познани
капрал Национальной воинской организации и «AK»
пс. «2671», «Януш»
батальон «Густав-Харнась»
рота «Анеля»
пленный номер 140334

обработал: Maciej Janaszek-Seydlitz

перевод: Malwina Lipska




Copyright © 2011 Maciej Janaszek-Seydlitz. All rights reserved.